Окраска и «выветривание» Adam Wilder |
Перевод статьи публикуется с любезного согласия автора. |
Независимо от масштаба, в котором мы работаем, все мы имеем общую цель. Эта цель состоит в том, чтобы строить модель, которая точно представляет в выбранном масштабе оригинал, взятый из его времени и окружающей среды. В результате мы тратим много времени и денег на детализацию наших моделей. Но мы знаем, что это - только половина дела. Реалистичная окраска и «выветривание» (старение) наших моделей – вторая половина. Военная техника проводят бесчисленные дни в грязи, участвует в маневрах и в бою. За короткое время она становится очень грязной. В этой статье я собираюсь описать и продемонстрировать методы окраски и «выветривания», которые я применяю, чтобы придать моим моделям реалистичный вид. Любой моделист имеет свой собственный подход к окраске и выветриванию. Сам я пробовал много методов и читал многочисленные книги и статьи из журналов. Я изучил множество фотографий и задавал многочисленные вопросы другим моделистам. Я долго обдумывал окраску и выветривание каждой своей новой модели, стараясь выработать точное представление того, что я хочу получить в результате. Каждый раз я стараюсь пробовать что-то новое, если мне кажется, что это может улучшать реалистичность модели. Таким образом, за последние восемь лет моделирования я выработал определенную совокупность этапов окраски и выветривания. Постараюсь описать их для Вас в этой статье. Читая статью, Вы можете обратить внимание, что с некоторыми методами Вы уже знакомы по работам других моделистов. Некоторые из них я взял из других статей, некоторые дополнил своими идеями. Я хотел бы поблагодарить Tony Greenland, Makoto Takaishi и Miguel Jemenez за подсказанные ими идеи, которые я так же использовал в этой статье. Раньше я уже написал несколько небольших статей для International Plastic Modelers’ Society, но это – моя первая большая статья по моделизму. Я постарался сделать ее как можно проще для восприятия, поэтому использовал много фотографий для более качественного уяснения процесса. Пример Для примера я использовал модель СУ-100 производства DML. Модель неплохая, собирается хорошо, хотя требует незначительных исправлений. При постройке модели я использовал набор фототравления от Royal Model и литые металлические траки от Friulmodellismo. Я решил делать самоходку периода весны 1945 года, чтобы изобразить ее запачканной весенней грязью и таким образом продемонстрировать все обычно используемые мной методы. На фотографиях Вы заметите, что я до последнего момента не устанавливаю на места колеса и гусеницы. Это делается для того, чтобы при покраске обеспечить свободный доступ к нижней части корпуса. Оси для крепления колес закрыты масками, чтобы предохранить склеиваемые в дальнейшем участки от краски. Колеса и гусеницы я обрабатываю и окрашиваю отдельно, а на модель устанавливаю на завершающем этапе (после описанного в статье шага «Е»). Рис.1 Непокрашенная модель СУ-100. Колеса все еще на литниках, которые будут служить хорошими ручками при окраске. Заметьте, что я уже собрал ведущие колеса и ленивец (так как они состоят из нескольких частей, лучше собрать их перед покраской). На этом этапе я еще не разобрался с размещением лопаты, поэтому она не закреплена. Хотя этого не видно на фото, оси опорных катков закрыты масками. Прежде, чем начать Я постарался как можно подробнее описать последовательность и содержание шагов на каждом этапе. Читая эту статью, Вы можете решить, что некоторые шаги были не нужны для модели, которую собираетесь делать Вы. Не стесняйтесь экспериментировать на каждом из этапов, комбинируйте предлагаемые методы с вашими собственными. Независимо от избранных Вами методов я надеюсь, что эта статья будет Вам полезной. Однако, хватит разговоров, пора переходить к делу. Окраска Первые три раздела этой статьи посвящены окраске модели. Если у Вас возникнут любые вопросы, обратитесь с ними ко мне по электронной почте на работу: awilder@southworthproducts.com или домой: awilder@maine.rr.com A) Окраска аэрографом
Рис. 2. Модель, окрашенная в базовый цвет dark green с высветленными плоскими поверхностями. На фото можно видеть, как использование более светлой краски придает выступающим деталям дополнительный объем. Колеса выкрашены только в основной цвет, так как все равно потом будут загрязняться и, следовательно, на стоит впустую тратить время на их высветление. B) Использование смывки После непродолжительного времени вокруг выступающих деталей на технике образуется тонкая черная пленка (пыль, грязь, копоть, масло, которые забиваются во все углубления). Для ее имитации используется черная смывка. Другое назначение черной смывки – сглаживание границ темных и светлых участков, полученных на предыдущем этапе. Она так же позволяет выделить мелкие выступающие детали типа головок болтов, заклепок, сварных швов и т.п.
Рис. 3 СУ-100, обработанная черной смывкой. Обратите внимание, как смывка осаждается в швы и углубления, подчеркивая деталировку. Это так же помогает смешать основной цвет с осветленными областями, полученными на первом шаге. C) Добавление глянца Этот шаг предназначен для того, чтобы еще больше «приподнять» выступающие детали модели и придать ее поверхности вид окрашенной стали, а не окрашенной пластмассы. Этот шаг так же можно использовать, чтобы приблизить основной цвет к более желательному Вам. Кроме того, это позволит еще более сгладить границы между темными и высветленными областями, полученными на этапе «А». Я использую художественные масляные краски Winsor&Newton. Хотя они и дороги, но все, что обычно требуется – черный, белый и еще три основных цвета. При смешивании красок я использую зубочистки. Это позволяет мне тщательно регулировать количество того или иного цвета при смешивания. Так же при смешивании я использую льняное масло и лак. Не буду приводить в статье пропорции тех или иных красок, масла и лака (тем более, что они сильно зависят от качества смешиваемых компонентов). Немного попрактиковавшись, Вы приобретете необходимые навыки для получения нужных Вам цветов и оттенков. Я строю много моделей русской бронетехники. Опытным путем я пришел к тому, что необходимый мне результат получается при использовании красно-коричневого оттенка масла поверх тамиевской dark green.
Рис. 4. Смешанная краска наносится на пластик. С кисти должна быть удалена почти вся краска прежде, чем переходить к поверхности модели.
Рис. 5. Модель, покрытая базовым цветом, высветленная, обработанная смывкой и сухой кистью. В результате добавления к краскам лаков на модели появляется небольшой глянец. На этом этапе ни в коем случае не используйте для очистки кисти растворитель, так как даже незначительные остатки его на кисти могут повредить базовую окраску и вся проделанная работа пойдет насмарку. Постепенно Вы начнете замечать, что используемое покрытие придает поверхности модели глянец. Хотя на этом этапе Вам может показаться, что это снижает реалистичность, не беспокойтесь, это – именно то, что нам нужно. На следующих этапах обработки этот блеск уменьшится, и в результате мы получим вид окрашенной стали, а не окрашенной пластмассы. Имейте в виду, что обработка сухой кистью может занять много времени, так масляные краски сохнут долго. В любом случае перед дальнейшей обработкой модели нужно дождаться полного высыхания покрытия. Пока корпус модели сохнет, можно таким же образом покрасить инструменты, бочки, ящики и прочую «обвеску». На этом заканчивается третий этап окраски и можно приступать к «выветриванию». Выветривание Чего мы хотим добиться… С полной уверенностью заявляю, что ничто не придает модели бронетехники такой реалистичности, как хорошо продуманное и выполненное выветривание. И наоборот, неаккуратное, неправильно выполненное выветривание может испортить хорошо собранную и покрашенную модель. Выветривание - тема, на которую разные моделисты имеют свои взгляды. Некоторые утверждают, что оно фокусирует внимание со всей модели в целом на отдельные детали, подчеркивая их, другие (я придерживаюсь этого же мнения) говорят, что выветривание позволяет скрыть ошибки. В любом случае оно должно быть тщательно продумано. Для начала постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:
Ответив на эти вопросы, мы должны усвоить следующие моменты и придерживаться их на всех последующих шагах выветривания:
Как только мы рассмотрели все эти вопросы, можно приступать к первому этапу процесса выветривания. D) Сколы и потертости краски Первый шаг этого процесса направлен на имитацию сколов краски, царапин и потертостей. На реальной технике они появляются в результате попадания осколков, веток и других предметов, а так же в результате перемещения экипаже по броне, открывания-закрывания люков, крышек ящиков ЗИП и т.п. В дальнейшем при описании этого шага мы будем использовать термин «старение». В каком объеме Вы будете применять старение зависит от того, как Вы позиционировали свою модель по степени износа. Например основательно потертыми должны быть модель СУ-100, участвующей в битве за Берлин или Stug III на улицах Сталинграда. В то же время потертости должны быть минимальными, если Вы делаете Шерман, только что вышедший из сборочного цеха. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Имитируя старение, очень легко переусердствовать. Если Вам кажется, что Вы сделали достаточно, скорее всего Вы сделали слишком много. Как только появляются хотя бы малейшие сомнения или чувствуете, что не можете сосредоточиться, лучше остановиться. Я рекомендую делать 10-минутные перерывы после 15 минут работы. Я, например, во время этого процесса слушаю музыку или включаю телевизор. Несмотря на то, что многие царапины и потертости будут не заметны после последующих шагов, те, которые останутся видимыми, придадут реалистичности завершенной модели.
Рис. 6. Приспособление для нанесения царапин, состоящее из держателя и тянутого литника. Обратите внимание на небольшой изгиб на конце литника. Справа – лист пластика, на котором смешиваются краски.
Как только Вы закончили этот этап, можно приступать к нанесению земли и пыли. E) Имитация грязи По сравнению с предыдущими этапами этот процесс значительно проще. Вместе с тем, этот этап действительно приближает вид Вашей модели к реальному образцу с поля боя. Как и на предыдущих этапах, нужно иметь в виду, как долго и в каких условиях эксплуатировалась техника. Несмотря на свою простоту, этот этап очень важен и существенно влияет на конечный результат.
После окончания покраски поместите модель на одни сутки в сухое и чистое место для просушки. На следующий день можно приступать к смывке. F) Смывка Для смывки на этом этапе я предпочитаю использовать эмали Humbrol земляных оттенков, потому что они, даже сильно разбавленные, обладают высокой укрывистостью, а так же матируют поверхность. Мы будем использовать сильно разбавленную смывку, что позволит четко регулировать количество наносимой краски. Наложенная в два-три слоя жидкая смывка позволяет добиться более убедительного результата, чем нанесенная в один слой более густая.
Рис. 7. Мы видим видеть светло- зеленые царапины, полученные на этапе «D». Обратите внимание на разнообразие их размеров и форм и на то, что на гранях и выступающих деталях (например, крепление топливных баков) их больше, чем на плоских поверхностях. На этом этапе еще хорошо различима нанесенная аэрографом на этапе «Е» земляная краска на нижней части корпуса и надгусеничных полках. Помните, что мы слегка задували этой краской горизонтальные плоскости верхней части корпуса, постепенно повышая плотность покрытия к нижней части и обеспечивая сплошное покрытие ходовой. Также здесь заметны результаты смывки, полученные на этапе «F». Обратите внимание, что после смывки глянец на модели уменьшился и ее поверхность стала похожей на окрашенную сталь. Рис. 8. Этот рисунок показывает модель после тех же этапов выветривания. На нем заметны места, слегка задутые краской и следы земляной смывки. Обратите внимание на большое количество царапин и потертостей по краям люков и на их петлях. На этом этапе царапины и потертости выглядят еще не совсем убедительно – не беспокойтесь, последующие этапы добавят им реалистичности. G) Осветление Прежде, чем я начать описание этого этапа, который еще называется обработкой методом сухой кисти, хочу уточнить, что он требует достаточно много времени. Чтобы добиться хорошего результата, вся модель должна быть обработана за один заход, поэтому не приступайте к этапу если у Вас нет 3-4 свободных часов. Для начала возьмите старую, но в хорошем состоянии, кисть N 00 и обрежьте ее, оставив щетину длиной 3/16”.
После завершения этого этапа Вам может показаться, что модель покрылась неубедительными пятнами. Не беспокойтесь – так и должно быть перед началом этапа «Н». После завершения этапа «G» дайте модели просохнуть в сухом чистом месте один день. Теперь мы готовы приступать к завершающим этапам. Рис. 9. Модель после завершения этапа "G". Обратите внимание на появившиеся пятна земляного цвета – они будут играть существенную роль на этапе «Н». Царапины и потертости, полученные на этапе «С» выглядят теперь более убедительно. Рис. 10 Нижняя часть модели после нанесения грязи, смывки и обработки сухой кистью. Обратите внимание, как сгустки грязи направлены вдоль модели. G) Нанесение слоя пылиНанесение слоя пыли – шаг, который, как мне кажется, многие моделисты пропускают. Грязь и пыль смывается дождями с вертикальных и наклонных поверхностей, но большое ее количество набирается на горизонтальных поверхностях. Грязь приносится туда на ногах экипажа и десанта. Пыль, поднятая при движении, так же оседает на броне. Эти грязь и пыль хорошо видно на фотографиях реально действующей техники. Прежде, чем приступить к этапу «Н», поместите модель на ровную горизонтальную поверхность.
Рис. 11 Рисунок дает представление о способе имитации пыли. Обратите внимание, что результаты выветривания, полученные на этапах “A”-“G” еще проглядывают сквозь покрытие «пылью» (левая сторона инструментального ящика). Вместе они придают модели вид потертой, загрязненной и запыленной брони.
Рис. 12 СУ-100, покрытая пылью по всем горизонтальным поверхностям. Вы, возможно, уже заметили чистую двуручную пилу на борту. Только после завершения этапа «H» я понял. Что забыл окрасить ее в металлический цвет. Поэтому после ее покраски я вынужден был вновь вернуться к этапам "E" и "G", чтобы ее вид сочетался с видом остальных деталей. Рис. 13 Другой ракурс модели после этапа "H". Обратите внимание на получившиеся подтеки пыли и грязи, пятна земли на надгусеничных полках и более темную землю на нижней части корпуса . Вернемся к разговору о выборе места и времени действия прототипа модели. Танки постоянно пачкаются ногами экипажа и всегда открыты для непогоды. На предыдущих этапах мы добились реалистичного покрытия модели старой пылью и грязью. Теперь мы должны добавить к модели свежей грязи. Поверьте мне, это – тоже немаловажный этап. G) Свежая грязь
Рис. 14 Показана нижняя сторона моделей. Обратите внимание, как густо нанесена краска dark earth на нижнюю часть корпуса и как ее количество постепенно уменьшается к надгусеничным полкам. Этап "I", играет важную роль в достижении нами конечной цели – придании модели максимальной достоверности. На этом этапе может показаться, что мы уничтожили большую часть результатов, полученных на предыдущих этапах. Для некоторых частей модели это действительно так, но на большей ее части результаты всех предыдущих этапов «работают» вместе, придавая Вашей модели высокую реалистичность. После того, как Вы закончили этап "I", и модель просохла в течение 24 часов, мы можем приступать к окончательной отделке и устанавливать на свои места катки и гусеницы. J) Окончательная отделка и установка колес и гусениц
Рис. 15 Окраска резиновых бандажей катков.(Сделать этот снимок мне помогала моя подруга Andrea. Я не крашу ногти).
K) Окончательная отделка Это завершающий этап окраски и выветривания. Он относительно короткий, но достаточно утомителен.
Рис. 16 Размер пятен ржавчины относительно масштаба очень важен. Обратите внимание на тончайшие потеки ржавчины на заслонке смотровой щели. Также см. небольшие пятна ржавчины в верхнем углу бронерубки, по краям люка механика-водителя и на полосе металла под ним.
· Этот заключительный шаг нужен для того, чтобы смешать пастели с результатами предыдущих этапов выветривания. Ву а ля, я закончил. Рис. 17 Вид завершенной модели сзади. Обратите внимание на тонкие потеки ржавчины, стекающие от шарниров, а так же на свежую ржавчину на защите правого глушителя. Большое количества ржавчины были добавлены к креплениям запасных топливных баков, поскольку эти полосы металла сильно царапаются при установке и демонтаже баков. Также обратите внимание на темную свежую землю, которая на этапе "I" была хаотически нанесена крылья и кормовую бронеплиту. Следы выхлопов были нанесены аэрографом после завершения обработки пастелями. Рис. 18 Завершенная модель. Другие детали, добавленные к завершенной модели СУ-100 Некоторые детали, не входящие в набор, были добавлены для придания модели большей реалистичности. Детали типа ящиков, вещмешков, брезентовых скаток и т.п. могут еще более подчеркнуть место и время действия прототипа. Они также придают модели более «обжитой» вид. Запасные траки, закрепленные на лобовой бронеплите, входят в набор СУ-100 от DML. Эти траки покрыты Tamiya «flat black», поверх которого хаотически нанесена светлая ржавчина. Кое-где добавлены красно-коричневые пятна ржавчины. Рукоять лопаты была окрашена светлой рыжевато-коричневой эмалью. Поверх этой краски я нанес небольшие красно-коричневые линии, чтобы показать структуру древесины. После того, как краска высохла, я обработал рукоять смывкой, состоящей из 3/4 растворителя и 1/4 жженой умбры Winsor&Newton. Совок лопаты был окрашен так же, как и запасные траки. Лопата и запасные траки были приклеены на место после этапа «Е» и на дальнейших этапах обрабатывались вместе со всей моделью. Запасной (пятый по счету) топливный бак, расположенный поверх других с левого борта, я взял от другого набора СУ-100 от DML. Окраску и выветривание этого бака я делал совершенно отдельно от модели и установил его на место только после этапа "J". Я решил для себя, что экипаж получил этот бак уже после того, как самоходка некоторое время участвовала в боевых действиях. Поэтому я обрабатывал этот бак таким образом, чтобы он казался более новым, чем остальные части СУ-100. Веревка, которой закреплен бак – нить для бус, которую я предварительно тщательно покрасил в «buff»-цвет. Заключение Теперь, все этапы отделки СУ-100 обсуждены. Да, окраска и выветривание модели - это очень длительный процесс. Хотя по отдельности все эти этапы не сложны, но они требуют времени и тщательного обдумывания. После того, как вы используете описанные приемы и методы на нескольких моделях, они станут для Вас привычными и на них станет уходить значительно меньше времени. Важно помнить, что именно тщательно продуманное и выполненное выветривание придает Вашей модели реалистичность. Использование автемаркета является только частичным решением задачи повышения достоверности. Тщательная покраска и реалистичная отделка позволят сделать Вашу модель более эффектной, поверьте мне. Спасибо за время, затраченное Вами для ознакомления с этой статьей. Рекомендуемая литература:
Еще раз благодарю за время, затраченное Вам на прочтение этой статьи. Adam N.P. Wilder |