<%@ Language=JavaScript %> Как я собирал Т-72 (конверсия Т-72М1 от АСЕ)

Как я собирал Т-72 из Т-72М1 (АСЕ)

Еще когда АСЕ только заявила на своем сайте о разработке модели Т-72М1 я понял, что теперь надолго обеспечен работой. Во-первых АСЕ всегда балует нас линейками техники на единой базе, а во-вторых никакая линейка не перекроет всего разнообразия существующих в мире боевых машин, созданных на базе этого танка.  Сразу же воспаленное воображение моделиста нарисовало полку, до упора набитую «семьдесятдвойками». Правда, по здравому размышлению пришлось несколько охладить пыл и умерить аппетит, но как же обойтись в коллекции без самых первых образцов? Решено, делаю Т-72 «Урал»!

Основательно покопавшись в литературе и и-нете понял, что материала по этим танкам маловато. Из того, что удалось собрать, вырисовывался переходный образец, который обкатывался в войсках в ходе войсковых испытаний. Существенными отличиями его от модели Т -72М1 являются :

  • по корпусу – откидные противокумулятивные щитки вместо сплошной «юбки» и отсутствие дополнительного бронирования лобовой плиты.

  • по башне – другая форма оной (отсутствует усиленное бронирование скул),  оптический дальномер вместо лазерного, «Луна» с левой стороны башни а ствол пушки без термокожуха.

Отличия значительные, но вполне преодолимые. Итак, «а не замахнуться ли нам, товарищи, на Вильяма нашего Шекспира?!». Приступим.

Корпус

Собираемость корпуса весьма неплохая, хотя есть некоторые проблемы при стыковке передней части верхней и нижней половин, но небольшое количество шпаклевки их вполне решает. На нижней лобовой плите добавил планки крепления минного трала и бульдозерного оборудования – на советских танках их 8, тогда как на экспортных образцах – 4 (зачем?). 

Основательно пришлось поработать с верхней лобовой плитой. Сначала срезал с нее все, что можно, потом удалил стамеской саму плиту и наждаком выровнял поверхность. Затем плита была деталирована грязеотбойником из «доширачки», пулеотбойниками, планками крепления минного трала (сами планки – тонкий пластик, головки болтов – тянутый литник), проволочным ограждением фар и скобами для крепления троса. 

Заключительный аккорд – габаритные огни, выполненные по окончательно отработанной к этому моменту технологии: тянутый литник  протачивается в на половину толщины треугольным надфилем, затем в это углубление наносится капля клея и литник сгибается. Остается слегка скруглить наждаком место сгиба и вклеить полученный фонарь в отверстие на полоске «сметанки», имитирующей крепление фонаря габарита к его стойке. 

На борта корпуса наклеены узкие экраны из тонкого пластика – прообраз «юбки» на последующих модификациях танка. Крепление экранов к корпусу сымитировал, согнув полоски экранов по предварительно прорезанной линии. Пришлось немного повозиться, придавая нужную форму передним экранам – сначала я выдавил их на листе пластика, используя технику чеканки, а уже потом вырезал и клеил на места. С каждого борта добавил по четыре крепления для откидных щитков: треугольный кусочек полистирола и отрезок литника, имитирующий петли. 

Корма изменениям практически не подверглась, только слегка смещены к центру буксирные крюки (при внимательном рассмотрении фото и чертежей мне показалось, что АСЕ слегка ошиблась с указанием места для них), добавлены скобы для крепления буксирного троса и кормовые габариты. Крепления дополнительных топливных баков ставить пока не стал (чтобы не обломать в процессе дальнейшей сборки). Так как установка дополнительных топливных баков не планировалась с самого начала, следовательно, кормовая бронеплита хорошо просматривается, поэтому сделал крепления крыши МТО и кормовой бронеплиты (я не любитель загонять модели в миллиметры и пересчитывать количество заклепок на днище, поэтому обычно делаю только то, что видно).

Откидные противокумулятивные щитки сделаны из «сметанки», с их внутренней стороны выдавлены ребра жесткости и приклеены планки для крепления к шарнирам. С внешней и внутренней сторон прорезаны границы между щитками и их резинотканевыми дополнениями сверху и снизу. На место щитки были установлены непосредственно перед окраской.

Да, чуть не забыл. Так как передние и задние крылья открыты взору практически с любой стороны, существенно сточил их изнутри, чтобы хоть немного приблизить их толщину к масштабной.  

  Башня.

Башня хороша, особенно в сравнении с шедевром от Galaxy, но не вполне соответствует избранной мной модификации. Для начала пришлось основательно сточить ее передние скулы, предварительно укрепив стенки изнутри толстым слоем шпаклевки. Затем прорезал канал для дальномера и по месту собрал из брусков различной толщины и сечения сам дальномер. После добавления козырьков окуляров результат меня вполне устроил. После этого из миллипута сформировал характерный для ранних Т-72 «горб» на крыше башни над казенной частью пушки. Сама пушка выточена из литника, утолщение на конце ствола и эжектор сделаны по уже опробованной методике из намотанного в несколько слоев скотча.  

После того, как башня приобрела вид, более или менее похожий на оригинал, занялся ее обвеской. Добавлены элементы крепления ящиков ЗИП, крепления крышки ОПВТ, проволочные поручни, запасные пулеметные коробки-магазины, стойка с габаритным огнем и фарой в кормовой части башни, фара в передней правой части башни. Все фары дополнительно снабжены креплениями крышек. «Луна» установлена слева от пушки, соответственно пришлось переделывать ее тяги управления и кожух электропроводки.  

Командирская башенка сделана поворачивающейся (как ей и положено). Для этого выбрал пластик вокруг отверстия под нее с внутренней стороны башни, установил башенку на место и раскаленной отверткой развальцевал ее изнутри. После этого жалко было намертво приклеивать к подвижной башенке крышку люка, поэтому и ее сделал открывающейся, а чтобы было, за что открывать, добавил проволочную ручку.  

Осталось только установить на место собранный пулемет, предварительно добавив к патронной коробке ребра жесткости. Классный, кстати, НСВТ в наборе!   

Ходовая часть

Опорные катки, естественно, старого образца (с восемью выштамповками). С крышками ступиц немного промахнулся – нужно было еще сильнее сточить их основания, практически «под ноль». А АСЕ немного промахнулась с поддерживающими катками. Если ставить их как есть, то гребни верхнего звена гусениц встанут в аккурат на обрезинку катков, что при открытых бортах было бы трудно не заметить. Поэтому оси поддерживающих катков были укорочены почти на 1мм. Чтобы траки аккуратнее встали на зубья ведущих звездочек, пришлось сточить эти зубья изнутри на 0,5мм.  

Как раз когда я работал над ходовой, в И-нете появились фотки югославского М-84 Андрея Новожилова «в работе». Гусеницы, которые АСЕ дает в наборе, «лысые» с внутренней части, а на его модели с внутренней стороны гусеничной ленты отчетливо виден каждый трак! Ну, естественно, у меня и «зачесалось». Терпеливый моделист, наверное, связался бы с Андреем, уточнил, что и как (в последствии оказалось, что у него гусеницы просто набраны из отдельных траков, на что ушло два набора)… Но я-то нетерпеливый. Поэтому выточил из обломка металлической линейки шаблон, сваял скрайбер из швейной иглы и начал прошкрябывать контуры траков. О содеянном не жалею: во-первых получилось не так уж и плохо, во-вторых у меня теперь есть инструмент для последующих «семьдесятдвоек». Для придания гусеницам большей реалистичности перед сборкой траков в ленту при помощи наждака закруглил зубья шарниров. Выступающим по бокам траков шарнирным отливам круглую форму придал при помощи металлической трубки с заточенной кромкой. После проделанных манипуляций отдельные траки (предварительно окрашенные) были собраны на клею в одну ленту, которая, пока клей окончательно не затвердел, была обернута вокруг установленных на корпусе колес. Поскольку АСЕ, следуя приятной для каждого моделиста традиции, дает траки в своих наборах с основательным запасом, то при склеивании гусеничной ленты предлагаемые в комплекте одной деталью участки между ленивцем и первым опорным катком  (а также между звездочкой и последним катком) я заменил набранными из отдельных траков. Все же эти участки более бросаются в глаза, а так получается реалистичнее.

Словом, сборка ходовой прошла весело и непринужденно, с шутками и прибаутками.  

Окраска.

Сначала была выкрашена нижняя часть корпуса и ходовая часть. После установки гусениц (уже окрашенных) вся ходовая была укрыта обычной пищевой фольгой, после чего нижняя и верхняя часть склеены между собой. Наступил черед корпуса и башни.  

Так как первоначально предполагалось сделать основательно «поюзанный» танк (хотел попробовать «соленый» способ имитации потертостей и сколов краски), то для грунтовки применялась АКАНовская «тусклая сталь». Правда, в последствии от этой мысли я отказался – какие там потертости на танке, только что поступившем на испытания из сборочного цеха. Но грунтовка осталась "стальной". По загрунтованной поверхности прошелся в два слоя черной смывкой. 

Затем всю модель выкрасил в АКАНовский «23pi» в два слоя, опять же с черной смывкой между слоями. Так как по замыслу краска еще не успела обтереться, то закрашивалось все, включая запасные траки на корме, буксирные тросы и бревно для самовытаскивания.  

В другие цвета выкрашены:

  • гусеницы: «Кузбасс-лак» (АКАН), затем сухой кистью «тусклая сталь» (АКАН);

  • пулеметы (зенитный и спаренный с пушкой): «вороненая сталь потертая» (АКАН)

  • бандажи колес и резинотканевые дополнения щитков: черный (звездовский акрил);

  • скатка, вылепленная из миллипута: брезент (звездовский акрил);

  • стекла приборов наблюдения: черный (неизвестно чья нитра, зато хорошо блестит);

  • габаритные огни: «белый полуматовый» (АКАН) (это они только включенные разноцветные, а выключенные все белые).

Декали – тактические номера и гвардейский значок – из запасов, оставшихся от других моделей. Впервые для приваривания декалей применил MicroSET от американской фирмы MICROSCALE. По-моему тот же разбавленный уксус, но результат хорош.

И завершающие штрихи: после удаления масок с ходовой части, установки на места противокумулятивных щитков и креплений дополнительных топливных баков вся модель покрыта полуматовым лаком от MICROSCALE, после высыхания которого танк «ниже ватерлинии» слегка попачкан при помощи ПВА-темперы «жженая умбра».

Все, приходи кума любоваться!

Сайт создан в системе uCoz